Шахматы — игра, которая является практически синонимом образованности и интеллектуального развития. Данная игра отличается огромным количеством вариантов партий и невероятной глубиной.
Оглавление:
Наверное, не существует игры столь часто упоминаемой в культуре множества стран. Шахматы мы видим в картинах и кинофильмах, лучшие писатели пишут про шахматы великолепные книги, а множество любителей регулярно собирается во дворах, спортивных школах либо в виртуальном пространстве для того, чтобы сыграть в шахматы.
Рассмотрим далее основы данной игры.
Немного истории
Шатранж не использовал игральные кости и являлся практически идентичным современным шахматам, но некоторые фигуры ходили по-другому по сравнению с современными шахматами.
Появление ферзя в составе шахматных фигур
Наиболее интересной в истории шахмат является, пожалуй, эволюция ферзя, которого изначально вообще не было на шахматной доске. Ведь шахматные фигуры представляли собой символы существующих войск, но ферзь не мог символизировать отряд кавалерии или слонов.
Ферзь, вероятнее всего, появился в Средневековье и изначально не был такой мощной фигурой, но потом приобрел теперешнее значение, вполне возможно по политико-историческим причинам. Вспомните, какое значение в средневековье имели разные кардиналы, тайные советники и подобные фигуры, которых на шахматной доске, собственно, и олицетворяет ферзь.
Правила игры в шахматы для начинающих
Древнейшая игра шахматы очень популярна по всему миру. Нет ни одного образованного человека, который не знал бы, что это такое. Но, к сожалению, умением играть в нее может похвастаться не каждый.
Эта игра – противостояние двух умов. Один управляет армией белых фигур, а другой обмундировал своих подчиненных в черные тона. Баталия разворачивается на игровом поле, разделенном на 64 квадрата. Они так же имеют два разных контрастных цвета.
На линии фигур по краям стоят ладьи. Это — тяжелые фигуры. Рядом с ними кавалерия – кони. Затем слоны. Шахматные «животные» относятся к разряду легких фигур. Оставшиеся две клетки занимают король и ферзь.
Чтобы не путать, кого куда ставить, можно запомнить правило, что «ферзь любит свой цвет». То есть темный лорд всегда займет черную клетку, а светлый – встанет на белое поле.
Перед фигурами выстраивают суровый ряд непримиримых пешек.
Шахматы – игра людей терпеливых и расчетливых, склонных к анализу и разбору проведенной баталии. Поэтому, часто ход партии записывается.
Для этого есть система (нотация), которая описывает каждый ход противников. Такое возможно, так как по краям игрового поля стоят буквы a, b, c, d, e, f, g и h и цифры от 1 до 8. Благодаря чему каждая клетка имеет свое название. Например, D6.
В нотации фигуры записываются в соответствии с первой буквой «имени». Король – это Кр, а слон – С и далее подобным образом.
К слову, о взятии короля, следует отметить такую ситуацию как «детский мат». Данная ситуация представляет собой мат после минимального количества ходов и наиболее характерна для черных фигур, хотя существует возможность поставить детский мат белыми.
В различных ситуациях на первых ходах выполняется атака на поле f7 (детский мат для черных) или f2 (детский мат для белых). На данное поле атакуют слоном и выведенным на первых ходах ферзем, если пешку на этих полях не защищать, выполняется взятие ферзем, которое и влечет за собой детский мат.
Такая ситуация является вполне известной, но начинающим шахматистам следует изучить данный дебют с ранним выведением ферзя и обучиться защите пешек на полях f. Как правило, для того чтобы не допустить детский мат, перед ферзем выводят пешку на линии g, либо выводят своего ферзя на e2 или e7.
Как же перемещаются фигуры по игровому полю?
Любое такое передвижение в шахматах называется ходом. И не важно, пешка это была или другая фигура. Сместилась она на одну или несколько клеток – в любом случае это будет полноценный ход. Противники имеют право на такой маневр строго по очереди, а первым начинает тот, чья «армия» носит белое «обмундирование».
Ладья
Это фигура тяжелая и дальнобойная. Перемещается она по горизонтальным или вертикальным линиям.
Расстояние может быть ограничено только концом игрового поля или другой фигурой, находящейся у неё на пути. И если это враг — берегись! Пощады не будет! Поэтому ладья создает угрозу на большом расстоянии впереди себя и одновременно способна поддерживать свои центр и фланг.
Она может мгновенно переместиться из своего лагеря во фланг вражеского тыла и посеять панику в рядах противника, сорвать готовящееся наступление или напрочь разрушить королевский укрепрайон.
Слон
Слон — не менее дальнобойная фигура. К тому же он очень коварный. Дело в то, что ходит он по диагональным линиям. Очень любит прятаться среди пешек. Сам очень похож на них. Поэтому не всегда можно заметить его острый выпад из-за пешечной шеренги.
Как и ладья, он ходит на любое расстояние, если нет преграды. Как и ладья он имеет право перемещения и назад и вперед.
Однако у этой фигуры есть и слабое место. Дело в том, что изначально у игрока два слона. Один первоначально стоит на черной клетке, а другой – на белой. Так они и будут всю игру бегать только по клеткам своего цвета.
Ферзь
Но эта фигура очень заметна и тяжеловесна. Поэтому не в состоянии выполнить далеко задуманные, тонкие планы своего короля. Некоторые игроки даже могут отдать его в жертву ради вывода линии игры на благоприятную позицию. А менее искушенный противник может «купиться» на такую лакомую приманку, пойти на поводу, и потерять инициативу.
Безусловно, это достаточно мобильная и грозная фигура, но в отличии от всех остальных – он один. А как известно, настоящая сила заключается именно в согласованных совместных действиях.
Конь
Тут говорилось о коварстве? Наверно вы не видели настоящей кавалерийской атаки. Такой штурм по-настоящему непредсказуемый из-за своих внезапных выпадов. Эти две фигуры, производящие совместный налет во вражеский стан, способны посеять хаос даже в глубокой обороне. Ведь их «копья» бьют даже через плечи твердого пешечного заслона.
Король
Передвигается как и ферзь, но только на одну клетку. Эта самая незащищенная фигура. И все норовят поставить ему мат.
Хотя обладает король (как собственно и положено королям) некоторыми привилегиями. Речь идет о так называемой «рокировке», которая может выполняться, если до этого король не выполнял ходов и между ним и ладьей на фланге, куда планируется рокировка, не стоит никаких фигур.
Есть рокировка длинная и короткая, то есть по королевскому и по ферзевому флангу. Рокировку возможно сделать на любом ходу (если нужные условия соблюдены), кроме рокировки из под шаха и под шах.
Итак, сначала вы делаете ход на две клетки вбок в сторону выбранной ладьи, а после этого ставите ладью с того боку откуда ходил король. В короткой рокировке король оказывается на поле g1, а ладья на f1, в длинной рокировке король занимает c1, а ладья пункт d1.
Пешка
Их в каждой «армии» по 8 штук. Ходить могут только вперед и только на одну клетку. Исключение составляет первый ход каждой пешки, когда первый бросок она имеет право сделать сразу на две клетки.
После этого пешка убирается с доски, а взявшая пешка становится на битое поле, через которое перескакивала взятая пешка.
Взятие
Это виктория одной фигуры над другой. Если на пути оказался противник – он снимается с доски, а на его место ставится победитель.
Но такое действие необязательно, и происходит бой только по команде короля. Взятие фигуры противника своей пешкой происходит по диагонали.
Классическая шахматная партия
Как правило, шахматная партия не имеет ограничения по ходам, но ведь существуют такие ситуации, когда возможно делать ходы, которые ни к чему не приводят. Такие ситуации являются ничейными и завершают партию.
Ничья тоже может достигаться по обоюдному согласию и партия не доигрывается. Помимо этого, ничья может появляться при трехкратном повторении идентичной позиции на поле, либо при совершении пятидесяти ходов, в течение которых игроки не взяли фигуры и не сделали ходов пешкой.
Современные шахматные партии включают в себя относительно небольшое количество ходов, которое нечасто составляет более пятидесяти.
Шахматы с часами
Для того, чтобы сделать турниры более интересными и немного разнообразить данный спорт, было придумано использование временных ограничений в партиях. Такие партии предполагают наличие некоторого общего количества минут, которые игрок может использовать по собственному усмотрению.
Помимо этого, могут использоваться различные прибавки времени. В общем, для современных профессиональных шахмат ситуации с выигрышем по времени наблюдаются нечасто, хотя и могут фиксироваться.
Совершенно по-другому дела обстоят, если речь идет о турнирах с ограничением по времени.
Две самые популярные разновидности таковых рассмотрим далее:
- Рапид. На партию каждому игроку предоставляется полчаса. Таким образом, на ход игрок имеет примерно минуту-полминуты.
- Блиц. Каждый игрок имеет только пять минут на партию, поэтому тут многое может решить нехватка времени. Такие соревнования имеют свою специфику и требуют особенной подготовки. Как правило, в блиц-турнирах игроки проводят между собой сразу серию блицевых матчей по 10-12 игр, которые выполняются подряд.
Как для профессионального шахматиста, так и для опытного любителя требуется уметь играть по времени.
Прочтение данного материала позволит вам составить начальное понимание шахматной игры и узнать некоторые интересные особенности. Надеемся, эти сведения были для вас полезными.
Занимайтесь шахматами и развивайтесь!
Видео-уроки: начальный курс шахматной стратегии
Добавить комментарий